Меню

О работе с подростками

Одним из направлений в моей психологической практике является консультирование детей и подростков.

Причем, приводят их, или они сами приходят (разумеется, с согласия родителей) с совершенно разными запросами. Это и разного рода проблемы в школе, и трудности поведенческого характера, и взаимоотношения со сверстниками. И многое-многое другое, всего просто не перечесть.

Сейчас я уже и не берусь посчитать, сколько за все годы моей практики у меня в кабинете побывало ребят — начиная от робких первоклашек, и заканчивая вполне себе зрелыми, состоявшимися юношами и девушками 15-17 лет. Что меня удивляло в самом начале, и продолжает удивлять по сей день, так это то, что я периодически слышу от коллег или читаю на спец. форумах о том, как с ними тяжело, какие они подчас непростые клиенты и т.д. Вот тут я, пожалуй, не соглашусь! =)/p>

Да, безусловно, работа с подростком требует от психолога особой чуткости. Ведь еще не до конца сформированная и подчас ранимая психика — очень восприимчива. Тем не менее, дети и подростки — это одна из моих самых любимых категорий клиентов! Порой установление доверия и открытого контакта требует некоторого времени. Иногда сессии превращаются в некий challenge, но (!) все это мелочи по сравнению с тем, как ты видишь стремительные изменения у твоего юного клиента.

Ребята очень сильно чувствуют то, как к ним относишься. И именно отношение является одним из ключевых условий успешной работы с подростками!

* * *

Пару лет назад ко мне привели 11-летнего мальчика. По словам бабушки, Миша (имя изменено) имел большие трудности в вопросах справедливости. С одной стороны он часто вел себя несправедливо по отношению к окружающим, особенно к тем, кто младше его. С другой стороны — Миша обижался, когда кто-то проявлял несправедливость по отношению к нему самому.

Как и предполагалось, Миша рос старшим из трех детей в семье. Младшие близнецы отбирали у мамы все свободное время, поэтому часто мальчик чувствовал себя обделенным. Но поскольку это были младшие дети, да еще девочки, сорвать обиду на них он не мог. Поэтому весь негатив выливался на окружающих.

Не буду описывать весь случай, скажу только, что наибольшее впечатление на Мишу произвела коротенькая история-притча. Как он потом сказал, он представлял себя на месте обоих героев, и ему было очень больно понимать, что не только его, но и он сам часто обижает людей незаслуженно.

Притча

Однажды маленький щенок очень торопился куда-то по своим щенячьим делам. И вдруг он заметил гулявшего на улице мальчика. И тот тоже заметил его.

Мальчик достал из кармана кусочек колбасы и поманил щенка, а когда тот прибежал, радостно виляя хвостиком, мальчик спрятал вкуснятину обратно в карман и пинком прогнал малыша, мол, чего припёрся, тебя никто не звал! Щенку было очень обидно… причем обидно не столько от того, что с ним так поступили, от того, что он сам был в этом отчасти виноват, ведь он «повёлся» и доверился незнакомцу. Мальчик же наоборот — был очень доволен собой. Гордо задрав нос, он пошел прочь, бросив обиженного щенка одного. И вдруг, кто бы мог подумать, мальчик неожиданно наступил в грязную лужу, поскользнулся и упал. Колбаска выпала у него из кармана. Щенок — тут как тут — моментально схватил ее зубами и умчался куда-то, только его и видели, а растерянный мальчик так и остался сидеть посреди лужи. Справедливость восторжествовала, а малыш-щенок дал себе слово никогда больше не быть таким доверчивым с незнакомцами. ©