Меню

Каким клиентам сложно помочь?

Кто-то отказывается брать на себя ответственность. Кто-то считает, что меняться не надо…

За годы практики, хотя это и стоило определенных усилий, мне пришлось принять «постулат», что я не могу помочь абсолютно всем. Несмотря на большое желание сделать это в отношении каждого, кто ко мне обращается за помощью.

Причина кроется в том, что существует несколько типов людей, которые настолько сильно «застряли» в своих привычках и стереотипах, что мне, порой, просто не представляется возможным помочь им что-либо изменить, пока они сами не захотят это сделать и не начнут менять своё отношение или поведение.

Итак:

1-й тип. Те, кто отказывается брать на себя ответственность
Важный шаг на пути к изменениям — перестать искать оправдания своих неудач. Тот, кто продолжает обвинять в своих неудачах других, никогда не сможет изменить свою жизнь даже на малую толику. Люди часто склонны жаловаться на свою вторую половину, начальство, родителей, правительство и т.д., утверждая при этом, что «Вот если бы не он(а), то я бы тогда…». Но я уверена, что «внутри» каждой сложной ситуации заложена также и возможность для достижения успеха, который подчас требует смелости и упорства решении проблем. Для этого нужно принять сам факт наличия определенной сложности и перестать «переваливать с больной головы на здоровую».

2-й тип. Те, кто считает, что меняться надо всем, кроме них самих
Данный тип клиентов логически «вытекает» из предыдущего. И сюда же относится проблема завышенных ожиданий. Т.е., они ждут от окружающих, что те им всё дадут, всё за них сделают, проявят заботу и т.д. И если что-то в отношениях вдруг начинает происходить не так, то, как правило, во всем виновата вторая сторона.

3-й тип. Те, у кого нарушена или отсутствует система ценностей
Нельзя не согласиться, что довольно таки непросто ждать чего-то от жизни, если сам не знаешь, что тебе надо/чего ты хочешь/куда стремишься. Чтобы ставить перед собой четкие цели и достигать их, нужно понимать, на что ты готов, а на что не пойдешь ни при каких обстоятельствах. Что для тебя важно и нужно, а без чего вполне можно обойтись. Какие качества у тебя есть, какие необходимо развить… И здесь очень важно уметь выстраивать свою шкалу ценностей и жизненных концепций, и придерживаться их.
Одно дело, когда клиенты этого просто не умеют, но у них есть желание научиться. С такой мотивированной категорией работается легко и с удовольствием. Основная сложность и почти полное отсутствие возможности помочь возникает тогда, когда человек не только не может, но и не хочет, считая, что окружающие вполне способны всё решить за него.

4-й тип. Те, кто видит жизнь в негативном ключе
Есть люди, которые просто отказываются думать позитивно или привыкли видеть все только в черном (иногда — в сером) цвете. Это происходит потому, что у некоторых из них столь сильно развита склонность ожидать от жизни худшего, что они, на первый взгляд, не испытывают разочарования ни по какому поводу. Таким парадоксальным способом они пытаются защитить свои чувства и эмоции от боли или разочарований, и такая практика встречается нередко. Собственно, они получают именно тот результат, в который верят. Иными словами, каковы у человека мысли в душе, таким будет и он сам. И подчас становится весьма затруднительно вдохновить на что-либо человека, который категорически отказывается думать в позитивном ключе о себе самом и о своей жизни.

5-й тип. Те, кто не планирует своего будущего
Я знаю многих талантливых и очень способных людей, которые живут свою жизнь без какого-либо стратегического плана или определенного видения своего будущего. Они просто живут день за днём и пассивно дожидаются выхода на пенсию. У успешных людей есть некий внутренний мотиватор, который вдохновляет их намного больше, чем простое желание заработать. Такой «внутренний вдохновитель» есть у каждого человека без исключения. Но если к нему не прислушиваться, и, тем более, не пытаться следовать его зову, и не ценить этот внутренний «барометр успеха», то никакие психологические консультации, тренинги личностного роста и т.д. не возымеют должного действия!

6-й тип. Те, кто привык себя обманывать
Есть люди, которые живут в полном отрицании (вполне осознаваемом!) относительно своих недостатков, ошибок, вклада в развитие той или иной «отрицательной» ситуации или рушащихся отношений. Грустно то, что подобное отрицание является первым шагом к полному самообману, в котором люди придумывают себе иную, ложную реальность, постоянно подпитывающую их мысли и эмоции именно теми приятными вещами, которые они хотят слышать о себе. Такой подход полностью исключает для них возможность получить адекватную обратную связь. Если вы пытаетесь напрямую говорить с такими людьми, то, как правило, они сильно обижаются и обвиняют вас в том, что вы их не понимаете или незаслуженно пытаетесь «наехать».

7-й тип. Те, кто не готов ни ждать, ни прилагать усилия
Есть среди клиентов и такие, которые хотят получить «волшебную таблетку», чтобы всё тут же наладилось и стало хорошо. И при этом они далеко не всегда оказываются готовы делать свой вклад в достижение результата. Здесь речь идет не только о финансовом вложении в виде оплаты консультаций, но также временнОм и энергетическом, когда для закрепления успеха требуются некоторое время и определенные усилия. Также, довольно часто этот тип клиентов склонен саботировать, как выполнение домашних заданий, так и ход самих консультаций. В частности, это выражается в отказе рассказывать что-либо, ссылаясь на то, что психолог должен сам все догадаться и понять. Отсюда, возникает закономерный вывод: нельзя помочь человеку, если он не готов прилагать усилия для изменения самого себя.

8-й тип. Те, у кого отсутствуют/недостаточно развиты открытость и целостность
Здесь опять речь пойдет о признании своих недостатков и ошибок. Тот, кто не хочет этого делать, просто не сможет выстроить столько необходимые для личностного роста отношения с психологом. Для меня очень важно быть в прозрачных и ясных отношениях с теми, кого я консультирую, поскольку человек, намеренно вводящий в заблуждение или предоставляющий недостоверную (а бывает и такое) информацию о себе, просто не даёт шанса помочь ему «починить» сломанные места в его жизни. Те, кто стремится получить результат от консультаций, должны научиться открыто говорить о своих потребностях. А это возможно не только в случае доверительных отношений, но также при целостной структуре личности. Потому как только будучи в контакте с самим собой. Понимая свои потребности и нужды, и умея их донести, в частности, до психолога, клиент может рассчитывать на получение наиболее полного и успешного результата терапии. Если какой-то из перечисленных критериев отсутствует, или он развит в недостаточной мере, то, соответственно, на получение стремительного результата рассчитывать не приходится.

Одна из моих любимых пословиц гласит:

«Если ты хочешь иметь то, что раньше не имел, тебе надо сделать то, чего ты раньше не делал».

Вы у себя одни! И если вы сами не захотите себе помочь, то никто не сможет это сделать за вас!